Что такое дивергентное мышление? Как развивать дивергентное мышление.

06.08.2019 Салаты

Совсем недавно на экраны вышел американский блокбастер «Дивергент» (Divergent), который успел завладеть вниманием зрителей и заставил их задуматься. Слоган фильма звучит «Ты опасен, если ты другой». Любознательные зрители сразу же заинтересовались феноменом изобретательности. Может ли быть такое, что кому-то не хочется, чтобы люди становились более сообразительными?

Многомерный подход к исследованию – это детище психолога из США Джоя Пола Гилфорда. Он издал книгу «Природа » (The Nature of Human Intelligence), где и описал особенности конвергентного и дивергентного мышления, которое также можно назвать креативностью. А , в свою очередь, нуждается в развитии и тренировке.

Конвергентное мышление

Конвергентное мышление – это линейное мышление , которое основывается на поэтапном выполнении задачи, следовании алгоритмам. Сам термин происходит от латинского слова «соnvergere», что означает «сходиться». Конвергентное мышление базируется на стратегии использования инструкций по выполнению задач, на применении элементарных операций. Чаще всего именно эта стратегия является основной в тестах на IQ. Также она используется в классических педагогических методиках.

Чтобы лучше понять, что такое конвергентное мышление, нужно вспомнить школьную систему образования. Задачи, которые даются ученикам, изначально предполагают наличие правильного ответа. Оценка ставится, исходя из скорости, подробности и точности, которые демонстрирует ученик при поиске решения. Если речь идет о письменных заданиях, то также оценивается аккуратность и соблюдение формы ответа.

Большинство педагогических методик использует именно такую схему. Однако для творческих людей подобный подход неприемлем. Истории известно множество примеров, когда выдающиеся люди плохо учились в школе. И причиной тому была методика преподавания, а не отсутствие знаний. К подобным примерам можно отнести Альберта Эйнштейна или Уинстона Черчилля. Обычно такие люди не принимают условия задачи, начинают задавать вопросы, которые учителя находят неуместными. «Что будет, если использовать не воду, а масло?» «А если перевернуть треугольник?» «Может нужно посмотреть с другой стороны?»

Хотя методика преподавания создает сложности не только , но людям всех возрастов и степеней изобретательности. Необходимость мыслить по алгоритму заглушает возникающие идеи, что приводит к внутреннему конфликту. Были проведены специальные исследования, где людям предлагали ставить на бумаге точки, следуя заданной последовательности. Эксперимент шел довольно долго, и через какое-то время испытуемые проявляли , у них возникало и недовольство. В итоге люди отходили от задания, выполняли его по-другому, вносили разнообразие.
Не всегда наличие энциклопедических знаний позволяет решить определенную задачу. Даже обладая внушительным багажом фактов и данных, можно растеряться в конкретной ситуации. Естественно, что нужно тренировать конвергентное мышление, но реальная жизнь не идет по правилам, здесь не всегда есть однозначные ответы. В отличие от компьютерных тестов, где нажатие на кнопки дает вполне конкретный результат. Чтобы двигаться вперед, нужно развивать независимое мышление.

Дивергентное мышление

Дивергентное мышление – это творческое мышление . Термин происходит от латинского слова «divergere», что означает «расходиться». Этот метод решения проблем можно назвать «веерообразным». При анализе причин и следствий отсутствует непоколебимая связь. Это приводит к появлению новых комбинаций, новых связей между элементами. Следовательно, появляется больше путей решения проблемы.

Е. Торранс, К. Тейлор, Г. Груббер смогли дать наиболее точный ответ на вопрос, что такое дивергентное мышление. Они установили, что этот тип мышления работает на поиск неординарных идей, на использование нестандартных форм деятельности, на формирование исследовательского интереса. Дивергентность позволяет человеку лучше анализировать и сопоставлять факты, строить гипотезы и выдвигать догадки, составлять классификацию полученной информации.

Существует ряд критериев, которые позволяют определить способности к дивергентному мышлению:

Беглость – означает количество идей, возникающих за единицу времени.
Оригинальность – умение мыслить нестандартно, отходить от заданных рамок, установленных правил, исключение шаблонных или стереотипных решений.
Чувствительность – способность быстро переключаться с одной идеи на другую, умение видеть необычное в незначительных деталях, находить противоречия.
Образность – использование ассоциаций для выражения собственных идей, работа с символами и образами, поиск сложностей в простых вещах и простоты в сложных понятиях.

Дивергентное мышление невозможно измерить классическими методиками, ведь основой этого типа мышления являются неорганизованные или случайные идеи. Именно поэтому люди с гениальным складом ума могут плохо отвечать на тесты IQ, построенные по классической конвергентной схеме. И если у взрослого человека плохие результаты не вызовут никаких эмоций, то у школьников могут появиться комплексы и пострадать самооценка.
Есть определенные способы, которые позволяют оценить дивергентный интеллект . Например, испытуемому дается ряд предметов (ручка, ведро, картон, ящик и так далее), а он должен определить, как можно их использовать. Чем больше способов применения, тем лучше будет результат.

Процесс познания включает получение новых знаний и сохранение их в памяти. Конвергентное и дивергентное мышление генерируют новую информацию в нашем сознании.

Если развивать оба этих типа, если понимать, какой необходимо использовать в той или иной ситуации, то можно добиться максимальных результатов.

http://constructorus.ru

Применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.

Исследованиями дивергентного мышления занимались Э.П. Торранс, Д. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Груббер, И. Хайн, А. Б. Шнедер, Д. Роджерс.

Дополняется конвергентным мышлением .

Конвергентное мышление (от лат. соnvergere сходиться) основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи.

Существуют специальные тесты дивергентных способностей, например, тест компании Gestalt and Jackson"s: испытуемому нужно найти как можно больше способов применения таких предметов, как кирпич, кусок картона, ведро, веревка, картонный ящик, полотенце.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ 9 ПРИЗНАКОВ того что ВЫ УМНЕЕ ДРУГИХ

    ✪ Отличный мультик о законах мышления

    Субтитры

    Как можно узнать насколько один человек умнее другого? Многие люди скажут, что для этого нужно воспользоваться одним из тестов IQ по определению интеллекта. Но данный метод в последнее время получил массу критики и не всегда подходит для общего понимания умственных способностей. Большинство ученых считают, что для определения ума, есть довольно очевидные и при этом не маловажные признаки, которые помогут выяснить насколько конкретный человек умнее большинства людей. Исследования показывают, что музыка способна развивать ум ребенка в разных направлениях. Прежде всего, занятия музыкой позволяют улучшать вербальный интеллект. А IQ ребенка берущего уроки музыки будет на порядок выше, чем у его сверстников, которые занимаются чем-то другим или вообще ни чем не увлекающихся. Проведенное исследование показало, что одаренные в самых разных областях дети, также занимались музыкой. С большей вероятностью вы умнее своих братьев и сестер, если являетесь старшим ребенком в семье. Правда дело здесь явно не в генетике. В результате большого исследования норвежских врачей, были проанализированы здоровье и уровень IQ 250 тысяч молодых мужчин. В итоге оказалось, что первенцы в среднем имели IQ в 103 балла. Показатель для детей, родившихся вторыми, составил 100 баллов, а для тех, кто появился на свет третьими, всего 99. Исследователи объяснили такой показатель, психологией взаимодействия детей и родителей. Первенцам зачастую уделяется больше внимания, что повышает их шансы стать более умными и успешными. Еще один не маловажный факт, это то в какой физической форме вы находитесь. Согласно проведенного в 2006 году исследованию, ученые пришли к выводу, что чем больше у человека талия, тем ниже его умственные способности. Тогда же было проведено еще одно исследование, которое подтвердило, что одиннадцати летние дети, набравшие меньшее количество баллов в вербальных и невербальных тестах, чаще склонны к ожирению нежели их более умные ровесники. А вот в результате проведенного в 2014 году исследования, в котором, приняло участие 600 студентов показало, что любители собак более дружелюбны и склонны к общению. Однако проведенные тесты наглядно показали, что умственные способности куда выше у любителей кошек, чем собак. В большинстве случаев дети, находившиеся в младенчестве на грудном вскармливании, более развиты интеллектуально, чем их ровесники обходившиеся без материнского молока. Проведенное исследование более трех тысяч малышей из Великобритании и Новой Зеландии, показало, что малыши, которые вскармливались материнской грудью, набирали в среднем на 7 баллов больше в тестах на IQ. Некоторые исследователи часто связывают леворукость с преступностью. Ведь согласно статистике доля левшей в преступном мире несколько выше. Однако позднее ученые выяснили, что леворукость связана с таким понятием, как дивергентное мышление. Этот термин отвечает за способность человека к творчеству, а также к возможности очень быстро генерировать новые идеи. Чаще всего это распространено у мужчин. В 2008 году Принстонский университет провел исследование, в результате которого дети в детских садах с ростом выше среднего, лучше проходили тесты на интеллект. Затем в более взрослом возрасте они зарабатывают куда больше денег, чем их низкорослые ровесники. Также существует связь между уровнем интеллекта и употреблением алкоголя. Выяснилось, что среди жителей США и Великобритании не маленький процент среди тех, кто в юном возрасте показывал отличный результат в тестах на IQ, а уже во взрослом возрасте стал регулярно употреблять алкоголь. У большинства умных людей отличное чувство юмора. В результате одного исследования группе студентов из четырехсот человек было предложено придумать смешные названия для разных мультфильмов. Как и предполагалось, те студенты, которые учились хорошо, придумали куда более забавные названия, чем остальные. На самом деле все предельно просто: чем умнее вы становитесь, тем чаще к вам приходит понимание того, что простор для совершенства необозрим и, как сказал бы в этом случае великий философ Сократ: «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».

Мышление – это объект внимания всех психологов, изучающих интеллект, существует теория Гилфорда, которая детально описывает конвергентное и дивергентное мышление.

Суть мышления

В течении изучения окружающего мира люди суммируют приобретённый опыт, определяя взаимосвязь между предметами, тем самым устанавливая общее свойство вещей. Таким образом, человек решает конкретные познавательные задачи. Однако не на все вопросы мы способны дать ответ, именно в таких ситуация, приходиться обращаться к мышлению. Оно позволяет людям ориентироваться в любых ситуациях. Знание связей и законов объективной действительности разрешает определить разумную деятельность человека. Дивергентное и конвергентное мышление – это поиск стремления к осмыслению всевозможных ответов, оно активизирует различные виды умственной деятельности, к примеру, любознательность и воспоминания, внимание и наблюдение, суждение и воображение.

Суть интеллекта

Когда мы характеризуем человека с точки зрения психологии, то используем широко известное слово «интеллект». До сих пор ученые всего мира, не могут дать конкретное определение, этому понятию. Но многие специалисты утверждают, что интеллект, это способность, которая присуща каждому человеку для познания мира в целом.

Конвергентное мышление

Сперва дадим определение, конвергентное мышление – это способность интеллекта адаптироваться в заданных условиях той или иной деятельности. Конвергентное мышление определяется тремя свойствами:

Комбинаторность – умение сочетать элементарные задачи с имеющимся багажом знаний, выявление взаимосвязей, закономерностей и различных соотношений.
Уровневость – концентрация внимания, скорость восприятия, сенсорное различение, словарный запас и т.д.
Процессуальность – стратегия трансформирования приобретённых сведений, методы интеллектуальной деятельности.

Эти свойства характеризуют конвергентное мышление в полном объеме.

Дивергентное мышление

Дадим определение, дивергентное мышление – это креативность, умение выдвигать наиболее необычные и интересные идеи в условиях деятельности, за исключением регламента. , имеет отличительную особенность, а именно готовность озвучивать большое количество равноценных идей по правильности применительных друг к другу или к одному объекту. Другими словами, креативность – это способность не следовать стереотипам. Дивергентное мышление представлено в нескольких критериях:

Беглость – число идей, которые рождаются в конкретный временной промежуток.
Оригинальность – умение отойти от шаблонов и стереотипов, высказывание идей отличительных от типовых.
Чувствительность – это умение воспринимать необычные жизненные ситуации во всех деталях, видеть противоречия или неопределенность, а также способность быстро переключаться от одной идеи к следующей.
Образность – предпочтение выражать свои мысли при помощи символов и ассоциаций, работать в придуманном контексте, способность находить сложное на первый взгляд, в абсолютно простых вещах.

Ярким примером дивергентного мышления могут служить интеллектуальные карты и мозговой штурм. А конвергентное мышление (логическое или линейное), является основой тестов на и классических методик преподавания. Конвергентное и дивергентное мышление нужно и можно развивать, если понимать его особенность, то можно добиться потрясающих результатов.

Дивергентное мышление – это метод мышления, который подразумевает под собой творческий подход и поиск нескольких решений для одной задачи. При этом, решения равноценны по правильности и соответствию одному и тому же объекту. Этот тип мышления опирается на воображение и креативность, подразумевает способность мыслить вширь и видеть разнообразные свойства объекта.

Данный вид является противоположным к понятию «Конвергентное мышление», при котором разум концентрируется на одном решении.

История возникновения понятия

Впервые термин «Дивергентное мышление» ввел Джой Гилфорд, американский психолог, занимавшийся исследованием человеческого разума и интеллекта. Гилфорд пытался выстроить модель интеллекта, которая была многомерной и включала в себя 3 измерения (содержание, операции, результаты мышления), которые в свою очередь делились на переменные. Конвергентное и дивергентное мышление являлись, согласно его модели, переменными операций, то есть одного из измерений интеллекта.

Предложив два новых вида мышления, Гилфорд отошел от классического разделения на индуктивное (решение задач, путем выведения общего правила на основе частных наблюдений) и дедуктивное (логическое) мышление.

Развитие теории Гилфорда продолжили другие психологи: Тейлор, Торранс, Груббер. Они более четко сформировали само понятие дивергентности, установили критерии ее выявления, установили, что этот тип мышления позволяет человеку в создании нестандартных идей, гипотез, классификации и группировки полученной информации.

Критерии дивергентности

  • Беглость (количество решений, которые возникают за определенное время).
  • Оригинальность (решения должны быть нестандартными).
  • Чувствительность или гибкость (способность переключаться от одной задачи к другой).
  • Образность (мышление символами, образами, ассоциациями).
  • Ответственность или точность (последовательность мыслительного процесса и выбор в результате подходящего, адекватного решения).

Дивергентное мышление состоит из неорганизованных мыслей и идей, поэтому его нельзя измерить стандартными, общепринятыми методиками. Это творческое мышление, не связанное с уровнем знаний и логикой. Человек может иметь плохие показатели IQ , но при этом у него будет очень высоко развито творческое мышление. Этот метод мышления связан с активностью познавательных процессов.

Способы оценки дивергентного мышления

Чтобы оценить уровень развития данного типа мышленияу человека, используются творческие задачи и тесты с неожиданными вариантами ответов или вообще без них. Они могут быть арифметическими, текстовыми, вербальными или графическими (например, необходимо закончить рисунок, придав его сюжету как можно более нестандартное направление).

Вот простой тест на креативность, который был придуман самим отцом понятия «Дивергентное мышление» Джоем Гилфордом: За 3 минуты нужно придумать как можно больше вариантов применения скрепок для бумаги, придуманные варианты можно кратко записывать. Затем подсчитайте сколько у вас получилось вариантов:

  • Меньше 10 – уровень креативности ниже среднего;
  • 10 – 12 – средний уровень;
  • 12-20 – хороший уровень;
  • Больше 20 – высокий уровень креативности.

Методы дивергентного мышления:

  • Мозговой штурм.

Этот метод появился в 1953 году и в настоящий момент широко используется для поиска решения творческих и других задач во многих организациях. Смысл его в том, что участники штурма (оптимально от 4 до 10 человек) накидывают идеи, связанные с решением задачи и потом из них выбираются самые подходящие. Основные принципе штурма: на этапе генерации идей, никто из участников не дает им оценку, определяется модератор, которые записывает абсолютно все идеи, даже те, которые кажутся самыми нереальными. Идей должно быть максимально много, главная задача участников – не боятся высказывать свои варианты решения, какими бы абсурдными они не были. В конце штурма, на основании авторитетного мнения приглашенного эксперта, выбираются лучшие идеи, которые уже развиваются индивидуально ответственными за задачу.

Чтобы штурм прошел максимально эффективно, всем участникам необходимо предварительно подготовиться – изучить глубже информацию по теме, обдумать ее и, возможно, придумать заранее несколько идей.

В начале штурма модератору лучше еще раз кратко, пунктами, изложить задачу, чтобы избежать недопонимания среди участников.

Если есть ощущение, что штурм идет тяжело и идеи почти иссякли, можно привлечь людей со стороны, которые могут быть даже не в курсе темы. Это поможет влить в обсуждение свежие идеи.

  • Составление карты памяти.

Этот метод используется для более быстрого понимания и запоминания большого количества разнообразной информации одного направления (например, история, математика, химия) и позволяет разместить всю информацию о задаче на одном листе. Составление карт памяти помогает фиксировать ключевые моменты информации, лучше видеть взаимосвязь между объектами, оценивать информацию с разных точек зрения, восстанавливать в памяти и воспроизводить информацию спустя промежуток времени, лучше понимать абстрактный материал.

Карта создается от общего к частному, то есть сначала в центре листа изображается основной предмет задачи (главная тема), далее от него отходят линии, которые обозначают основные признаки данного предмета, от них отходят линии, являющиеся свойствами признаков и так далее. В изображении так же используются геометрические фигуры, стрелки, абстрактные изображения, удобные и понятные для того, кто будет использовать карту.

Информация усвоится лучше, если при создании карт памяти, пользоваться ручками или маркерами разных цветов.

Карты памяти применяются в различных сферах и для решения очень разноплановых задач: подготовка к лекции, экзамену, презентации, публичной речи и так далее.

  • Метод фокальных объектов.

Этот дивергентный метод подразумевает поиск новых решений путем сочетания основного объекта задачи со свойствами случайно выбранных объектов.

Для начала необходимо выделить основной объект задачи, которому будут придумываться дополнительные свойства, затем выбрать несколько случайных объектов (чем больше, тем лучше, желательно от 4 до 10). Для случайных объектов придумываются и записываются характерные свойства, которые потом переносятся на основной объект. В результате образуются новые интересные и креативные сочетания основного объекта и новых свойств, заимствованных от других понятий. Наиболее удачные из этих сочетаний додумываются и развиваются.

Пример:

Объект — Мыло.

Случайные объекты:

Трава (свежая, сочная, яркая);

Дождь (сильный, бодрящий, тропический);

Итог: Мыло свежее, бодрящее, яркое, тропическое, сильное.

Метод фокальных объектов часто используется в рекламе, например, для создания Уникального торгового предложения (УТП).

  • Ромашка Блума.

Это простой метод понимания и усвоения информации, путем составления на ее основании вопросов разного уровня и ответов на них. Американский психолог Бенджамин Блум создал удобную и четкую классификацию вопросов:

  1. Простые вопросы (проверяют общее знание задачи или текста и подразумевают четкие однозначные ответы).
  2. Уточняющие вопросы (определяют понимание задачи и требуют ответы «да» или «нет»).
  3. Объясняющие вопросы (используются для анализа информации, как правило начинаются со слова «Почему» и подразумевают развернутый ответ на основании причинно-следственной связи, новый, не содержащий упоминавшуюся ранее информацию).
  4. Творческие вопросы (задаются в форме прогноза, фантазии или предложения, содержат частицу «бы» и подразумевают обобщение имеющейся информации).
  5. Оценочные вопросы (помогают пониманию оценки фактов и явлений, упоминавшихся в задаче).
  6. Практические вопросы (нацелены на применение полученной информации, на выводы и поиск взаимосвязи между теорией и практикой).

Развитие дивергентного мышления

Существует множество простых упражнений, направленных на развитие творческого мышления:

  1. Составление списка слов, которые соответствуют заданному критерию. Например, те, которые заканчиваются на «я», начинаются на «л» или состоят из равного количества букв.
  2. Выбор любого слова, например, «Солнце» и составление из каждой его буквы отдельного предложения. Будет еще эффективнее, если эти предложения будут объединены по смыслу в один общий рассказ.
  3. Придумывание необычных способов применения обычным предметам.
  4. Визуальное упражнение: составление изображений из бумажных геометрических фигур, различных по размеру.
  5. Нахождение как можно большего количества общих признаков для пары совершенно не похожих предметов (Корова — коньки)
  6. Создание инструкции к какому-либо необычному предмету или действию.
  7. Поиск необычных причин для обычных ситуаций (Собака бежала по улице в одну сторону, потом остановилась, резко развернулась)
  8. Придумывание истории, опираясь на один не связный набор слов (Валенок, Кухня, Лето, Кот, Стройка).
  9. Придумывание экзотических имен. Очень простое и веселое упражнение, суть которого в том, чтобы придумать несуществующие имена, как женские, так и мужские.
  10. Решение загадок головоломок. Они могут быть как текстовыми, так и графическими.

Во всем мире графические загадки известны как Droodle и автором этого направления является комедийный писатель Роджер Прайс. Загадки были очень популярны в середине прошлого века и сейчас вновь становятся интересны аудитории. Друдл представляет собой лаконичный рисунок, по которому нельзя точно определить, что на нем изображено и чем больше вы придумаете вариантов, тем лучше. Воспользуйтесь нашими для тренировки дивергентного мышления.

  1. 5 дней Мечты. Очень приятное упражнение для тренировки творческого мышления, связанное с придумыванием в течение 5 дней своих желаний, связанных с той или иной жизненной сферой.
  • 1 день – мечты, связанные с личной жизнью;
  • 2 день – с карьерой, работой;
  • 3 день – с семьей;
  • 4 день – мечты, связанные с новыми знаниями и навыками;
  • 5 день – глобальные мечты, касающиеся вашего города, страны, планеты в целом.

«Для меня креативность – это не просто творческий акт, это образ жизни. Креативность требует внутренней свободы, желания рисковать и умения существовать в хаосе. Поэтому креативность начинается не с практических приемов, а с мировоззрения. Не думаю, что такой образ жизни подходит каждому, но и не каждый способен стать джедаем.»

Дивергентное мышление является основой креативности, поэтому развивая его, вы совершенствуете так же свой творческий потенциал и способность нестандартно мыслить.

Первым, кто сделал креативное мышление предметом своего изучения был Джон Пол Гилфорд (1897-1987). Рассвет его деятельности пришелся на 40-50-е г.г.

Он считал, что креативное мышление присуще любому человеку на одном уровне, его просто необходимо развивать. Можно быть креативным дворником, хулиганом и т.п. Не только деятели искусства относятся к креативной сфере.

Ввел понятия конвергентного и дивергентного мышления.

    Конвергентное

Занимается решением задач, имеющих определенный, единственно верный ответ.

Именно его развивают в школе, за что Гилфорд школу и укорял.

    Дивергентное

Работает с задачами, где нет единственно верного решения. Необходимо предлагать несколько вариантов решения.

Его Гилфорд и назвал творческим. Считал, что без хорошего конвергентного не будет хорошего дивергентного.

4 основные способности, которые обеспечивают работу дивергентного мышления:

    Беглость мышления

    Гибкость мышления

    Оригинальность

    Способность к дополнению и доработке ситуации

Беглость мышления:

Характеризуется широтой ассоциативного поля, в которой бегает мысль, в поисках того материала, который нужен ей для принятия решения.

Способ тестирования Гилфорда: придумывание синонимов к словам на время.

Гибкость мышление:

Характеризуется количеством существенных свойств изучаемого объекта, которое мысль способна в нем найти.

Очень значимая характеристика. Характеризует активность, живость, целенаправленную интенсивность мышления.

Оригинальность:

Способность находить нетривиальные решения.

Методики: представление каких-нибудь нереальных историй (например, как изменится мир, если 365 дней будет идти дождь).

Способность к доработке ситуации:

Очень часто нужно добавить к ситуации чего, что ей не хватает. В общем, умение из говна сделать конфетку.

Эти способность частично определены природой, но кроме хорошей генетики необходимо иметь хороших учителей.

Билет 15.

    Язык и речь. Функции речи. Виды речи.

(по словарю)

Язык система знаков любой физической природы, служащая средством осуществления человеческого общения, мышления; в собственном смысле язык словсоциальнопсихологическое явление, общественно необходимое и исторически обусловленное. Одним из непосредственных проявлений речи является речь как звукословесное общение.

Речь исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речевое общение осуществляется по законам данного языка, кот представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения. Р и язык составляют сложное диалектическое единство. Р осуществляется по правилам языка, и вместе с ем под действием ряда факторов (требований, общественной практики, развития науки, взаимных влияний, языков и др.) она изменяет и совершенствует язык.

Р и язык современного человека результат исторического развития. Ребенок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится пользоваться им в Р.

Благодаря Р (особенно в ее письменном виде) осуществляется историческая преемственность опыта людей. Будучи средством выражения мыслей людей в процессе их общения Р становится основным механизмом их мышления.

Высшее абстрактнопонятийное мышление невозможно без Р. Речевая деятельность имеет существенное значение для развития и др форм мышления (нагляднодейственного и нагляднообразного). Р тесно связана и со всеми др психическими процессами. Включаясь в процесс восприятия, она делает его более обобщенным и дифференцированным; вербализация запоминаемого материала способствует осмысленности запоминания и воспроизведения; существенна роль Р в воображении, при осознавании своих эмоций, при регулировании своего поведения и т д.

Акт речевого общения включает взаимосвязанные между собой процессы произнесение Р., ее восприятие и понимание. Принята дифференциация Р. на несколько видов: устную, письменную, внутреннюю (см.Автономная речь , Виды речи , Внутренняя речь , Импрессивная речь , Мимико-жестовая речь , Речь письменная , Речь устная , Эгоцентрическая речь , Экспрессивная речь ).

РЕЧИ ФУНКЦИИ (англ.speech functions ) - роль речи в общественной и индивидуально-психической жизни человека. Различают 2 главные Р. ф., теснейшим образом связанные между собой. 1-я - осуществление процессаобщения между людьми (коммуникативная функция ).2-й функцииречь выступает как средство выражения мыслей, их образования и развития (интеллектуальная функция ).

В коммуникативной функции,в свою очередь, принято различать (хотя эти различия не очень точны) функциюсообщения и функциюпобуждения к действию .При сообщении человек может указывать на к.-л. предмет (указательная ,илииндикативная ,функция) и высказывать свои суждения по к.-л. вопросу (предикативная функция, или функциявысказывания ).Помимо сообщения о к.-л. событиях, явлениях речь очень часто направлена на то, чтобы вызвать у собеседника определенные поступки, а также мысли, чувства, желания (функцияпобуждения к действию ).Речь побуждает задуматься над чем-то, определенно отнестись к тому или иному событию, пережить чувства сожаления, возмущения, радости и т. п. Побудительная сила речи зависит от ее выразительности,экспрессивности (иногда специально выделяютэмоционально-выразительную Р. ф.). Всвою очередь, выразительность речи зависит от структуры построения предложений и отбора слов (важны живость, образность языка, доступность для понимания), от речевой интонации и сопровождающих речьвыразительных движений (изменения позы, мимики лица,жестов ).

Речь становится средством, формой выражения мыслей благодаря тому, что она обозначает те или иные предметы, явления, действия, качества и т. д. В этой связи говорят о семантической (или сигнификативной) Р. ф. Однако роль речи в процессе мышления этим не ограничивается. Усваиваяязык как общественно-фиксированную знаковую систему, человек овладевает неразрывно связанными с ним логическими формами и операциямимышления . Речь становится средствоманализа исинтеза , сравнения и обобщения предметов и явлений действительности.

ВИДЫ РЕЧИ (англ.kinds of speech ) - принятые в психологии обозначения для различных актов речевогообщения или их компонентов.Речь делят на виды по разным основаниям и благодаря этому подчеркивают разные стороны речевой деятельности. В зависимости от выявленности речевой деятельности вовне различают внешнюю ивнутреннюю речь . Внешняя, громко произносимая и воспринимаемая на слух речь получила названиеустной речи . Ей противопоставляется (тоже внешняя)речь письменная , исторически более поздно возникший способ речевого общения, в котором словесное высказывание обозначается (кодируется) с помощью графических символов (графем ).

Внешнюю речь, устную и письменную, делят в свою очередь на продуктивную, активную, экспрессивную речь и рецептивную, пассивную,импрессивную речь . Продуктивная речь - это говорение (речепроизнесение), описание; рецептивная речь - слушание, чтение. Деление речи на продуктивную (активную) и рецептивную (пассивную) весьма условно. Восприятие речи (слушание, чтение), еепонимание - активный процесс, включающий скрытое проговаривание, фрагментарное или развернутое (в зависимости от степени трудности ее понимания), осмысленную переработку (перекодирование) воспринятого.

В исследованиях развития речи детей изучают как минимум еще 2 своеобразных В. р. -автономную речь иэгоцентрическую речь маленьких детей.

Кроме того, выделяют В. р. в зависимости от того, какой из анализаторов ведущий в данном речевом акте (напр., речь слышимая, произносимая и видимая). Аналогично с этим м. б. обозначена и осязательная речь, т. е. речь, воспринимаемая слепыми или слепоглухими при чтении по Брайлю или ощупывании руки др. человека, говорящего с помощью дактильной речи (см. Дактилология ). К видимой речи, кроме обычной письменной, следует отнести также способы общения посредством зрительно воспринимаемых кодов, в т. ч. общение посредством сигналов, представляющих собой трансформацию звуковых речевых сигналов в оптические. Особые случаи видимой речи - этомимико-жестовая речь глухих, дактильная речь ичтение с губ .

Внутренняя речь

беззвучная речь , скрытая вербализация, возникающая, напр., в процессе мышления . Является производной формой внешней (звуковой) речи, специально приспособленной к выполнению мыслительных операций в уме. В наиболее отчетливой форме представлена при решении различныхзадач в уме, внимательном слушании речи др. людей, чтении про себя, мысленном планировании,запоминании и припоминании. Посредством В. р. происходит логическая переработка сенсорных данных, их осознание ипонимание в определенной системепонятий , даются самоинструкции при выполнении произвольныхдействий , осуществляется самоанализ исамооценка своихпоступков и переживаний. Все это делает В. р. весьма важным и универсальным механизмом умственной деятельности исознания человека. В более узком, психолингвистическом смысле В. р. - начальный момент порождения речевого высказывания, его «внутреннее программирование» до реализации в устной или письменной речи.

Генезис В. р. недостаточно изучен. По предположению Л . С . Выготского (1932, 1934), она возникает изэгоцентрической речи - разговора ребенка с самим собой вслух во времяигры и др. занятий, который постепенно обеззвучивается и синтаксически редуцируется, становится все более сокращенным, идиоматическим и предикативным, с преобладанием в нем глагольных форм и, в конце концов, на пороге школьного возраста превращается во В. р. - речь «про себя и для себя», причем ее осознание и совершенствование происходит под влиянием письменной речи, развивающейся уже в школьном возрасте. По предположениюП .П . Блонского (1935), В. р. возникает одновременно с внешней речью в результате беззвучного повторения ребенком обращенных к нему слов взрослых, что наблюдается уже в конце 1-го г. жизни.

Логико-грамматическая структура развитых форм В. р. м. б. весьма различной в зависимости от содержания мысли и порождающей ее ситуации. Обычно во В. р. мысль выражается очень обобщенно в виде семантических комплексов, состоящих из фрагментов слов и фраз, к которым могут присоединяться различные наглядные образы и условные знаки, превращающие В. р. в индивидуальныйкод , отличный от устной и письменной речи. Однако в момент мыслительных затруднений В. р. становится более развернутой, приближающейся к внутренним монологам, и может переходить в шепотную и даже в громкую речь, что позволяет более точно анализировать объекты мысли и контролировать свою мыслительную деятельность.

Психофизиологические исследования В. р. весьма затруднены из-за скрытого характера всех ее процессов. Наиболее изучен ее речедвигательный компонент - зачаточная артикуляция слов, сопровождающаяся микродвижениями речевых органов (языка, губ, гортани) или повышением тонуса их мускулатуры (см.Речи органы ). По данным электромиографических исследований (см.Электромиография ), при мыслительной деятельности выявляются 2 вида речедвигательных реакций:тонические (низкоамплитудные) ифазические (высокоамплитудные с кратковременными вспышками речедвигательных потенциалов). Первые, по-видимому, связаны с общей активизацией речедвигательного анализатора, вторые - с микродвижениями речевых органов при скрытой артикуляции слов. Интенсивность и длительность речедвигательных реакций весьма нестабильна и зависит от многих факторов: трудности и новизны решаемых задач, степени автоматизации мыслительныхопераций , включения в мыслительную деятельность тех или иныхобразов , индивидуальных особенностей памяти и мышления. При повторении одних и тех жеумственных действий речедвигательная импульсация уменьшается или полностью прекращается, возобновляясь лишь в момент перехода от одних умственных действий к др. При скрытой артикуляции слов максимальная ЭЭГ активация мозга наблюдается в левой сенсомоторной области на границе между лобным и височным речевым центрами. Эти исследования позволяют предполагать, что основная физиологическая функция скрытой артикуляции при мыслительной деятельности заключается в речедвигательной (проприоцептивной) активации мозга и образовании в его речевых отделах речедвигательных доминант, интегрирующих импульсы др. анализаторов мозга в единуюфункциональную систему , которая может произвольно регулироваться посредством кинестезии В. р. (см.Кинестезии речевые ) - и таким путем осуществлять анализ поступающей в мозг информации, ее отбор, фиксирование, обобщение и др. операции мышления.

РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ (англ.writing , written speech ) - речь, реализуемая в форме, доступной для зрительного восприятия. Под это определение подходит такжемимико-жестовая речь (см. такжеАмер . язык жестов ). В отличие от нее Р. п. закреплена в виде письменного текста, т. е. допускает разрыв во времени и пространстве между ее порождением и восприятием и дает возможность воспринимающему (читающему) использовать любую стратегию восприятия, возвращаться к уже прочитанному и т. п. Др. словами, сообщение в Р. п. обладает в психологическом плане бо льшим числом степеней свободы (для воспринимающего), чем сообщение в устном или жестово-мимическом видах речи. То же касается и порождения Р. п.: в отличие от устной, особенно диалогической, речи, она допускает сознательный перебор и оценку вариантов содержания и языкового оформления сообщения.

С т. зр. используемых в Р. п. средств, она обладает спецификой на 3 уровнях: а) в ней используется графический код (письменность); б) существуют отличия в языковой организации Р. п., напр. в устной речи для смыслового выделения, выражения эмоциональности и т. п. используется интонация, а в Р. п. те же функции выполняются при помощи лексики (выбора сочетания слов), грамматики и знаков препинания; в) существуют языковые формы, принятые в Р. п., но необязательные в устной. Используемый графический код м. б. буквенным, илиалфавитным (как в рус. или англ. письме),слоговым (как в письменностях народов Индии),словесным (как в китайской письменности, где 1 знак, иероглиф, используется для целого слова или основы слова).

Если устной речью ребенок овладевает уже на 2-м г. жизни, то Р. п. формируется в старшем дошкольном или младшем школьном возрасте , обычно в результате целенаправленного обучения. Полностью же умения Р. п. формируются не раньше старшего школьного возраста. См.Развитие речи детей . (А. А. Леонтьев.)

РЕЧЬ УСТНАЯ (англ.oral speech ) - внешняя, произносимая и воспринимаемая наслух речь . Р. у. м. б. диалогической и монологической.

Диалогическая ,или разговорная, речь обычно бывает не полностью развернутой, т. к. она ситуативно, многое в ней не высказывается, а подразумевается благодаря контексту, понятному разговаривающим. В диалогической речи большое значение имеют интонация, с которой произносится то или иное высказывание, а также сопровождающие речь мимика ипантомимика говорящего. Эти выразительные средства делают речь понятнее для окружающих и увеличивают силу ее воздействия на них.

Монологическая речь - это речь одного человека, не перебиваемая репликами др. людей (речь лектора, докладчика, оратора или любого человека, подробно рассказывающего о событиях собственной жизни, о прочитанной книге и т. д.). Монологическая речь значительно более развернута и грамматически оформлена, чем диалогическая, и требует обычно предварительной подготовки. Существенная черта монологической речи - логическая связность высказываемых мыслей и систематичность изложения, подчиненные определенному плану. Рассчитанная на определенную аудиторию, она, однако, не всегда сопровождается непосредственной реакцией слушающих (эта реакция остается неизвестной, напр. для выступающих по радио или телевидению). Умелый оратор или лектор всегда учитывает малейшие реакции аудитории (мимику слушающих, их отдельные реплики) и в соответствии с этим изменяет ход своего изложения, сохраняя его основное содержание (вводит или опускает подробности в изложении, усиливает его логическую доказательность, вносит элементы занимательности и т. п.). Монологическая речь становится понятнее и убедительнее благодаря целому ряду специфических интонационных средств, к которым относятся паузы, ударения, замедление или ускорение темпа речи, особые выделения голосом отдельных слов или фраз. Имеются специальные конструкции, характерные только для Р. у. (повторы или перефразировка отдельных высказываний, вопросы, обращаемые к аудитории, изменение последовательности слов во фразе с целью придать отдельным словам особую значимость). См.Экспрессивная речь . (А. А. Леонтьев.)